Дeти-cиpoты: характеристика проблемы последних лет
Назарова И.Б.
(статья "Дети-сироты" полностью опубликована в книге "Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация". Под редакцией Н.М. Римашевской. Москва, РИЦ ИСЭПН, 2002, с.204-212)
Постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 1992 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило 572,4 тысячи, 1998 - 620,0, 2000 - 639,9)2 стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей.
К 1990 году в России было отмечено снижение выявленной численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: 1986 год - 102178, 1988 - 89290, 1990 - 49105 (таблица 1)3. Затем шло ежегодное увеличение числа таких детей: 1991 год - 59154, 1995 - 113296, 1998 - 110930, 2000 - 123204. Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 1990 по 1998 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 1990 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные - социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 90-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 1998 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30%4.
Государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Можно сказать, что в последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному.
Однако основные формы устройства детей-сирот в России не изменились, - это передача детей под опеку и на усыновление, определение детей в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.
Наиболее распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - опека (детей до 14 лет) и попечительство (детей 14-18 лет). Под опеку/попечительство детей берут, прежде всего, родственники5. Практически последние десять лет росло число детей, находящихся под опекой/попечительством (табл. 1, 2). Однако можно сказать о незначительном росте в 1991 году, а затем - о спаде доли таких детей среди общего количества учтенных детей-сирот. Это же касается соотношения выявляемых ежегодно и взятых под опеку (попечительство), на усыновление детей-сирот: в 1990 году было взято под опеку/усыновлено 91% от числа выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2000 году - 60% (табл. 1)6.
Таблица 1. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысяч человек
|
1990 |
1991 |
1993 |
1995 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Всего выявлено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей |
49,1 |
59,2 |
81,4 |
113,3 |
105,5 |
110,9 |
113,9 |
123,2 |
Из них были устроены: |
||||||||
В дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома семейного типа |
11,1 |
10,4 |
21,8 |
32,1 |
30,7 |
33,9 |
34,9 |
36,2 |
Под опеку (попечительство) на усыновление |
37,4 |
48,2 |
58,2 |
77,3 |
73 |
68 |
67,7 |
74,3 |
В профучилища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
1,4 |
1,6 |
1,3 |
1,78 |
2,2 |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
412,4 |
414,5 |
460,4 |
533,1 |
596,9 |
620,1 |
636,9 |
662,6 |
Таблица 2. Данные о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации (на конец года, тысяч человек)
|
1990 |
1991 |
1993 |
1995 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
411,9 |
414,5 |
460,4 |
533,1 |
596,8 |
620,1 |
636,9 |
662,5 |
из них находятся на воспитании в семьях: |
||||||||
под опекой (попечительством) |
170,5 |
180,3 |
201,4 |
252,5 |
293,5 |
303,9 |
312,3 |
329 |
на усыновлении |
128 |
131,2 |
141,5 |
139,8 |
144,8 |
146,8 |
151,2 |
153,5 |
В домах ребенка |
4,27 |
5,1 |
9,16 |
10,46 |
11,7 |
12,8 |
13,5 |
14,1 |
В детских домах |
37,7 |
35,5 |
37,7 |
50,5 |
61,3 |
61,9 |
62 |
67,7 |
В школах-интернатах для детей-сирот |
27,4 |
22,9 |
22 |
25,8 |
25,5 |
24,8 |
23,8 |
23,3 |
В школах-интернатах общего типа |
6 |
4,9 |
3,9 |
4,3 |
6,7 |
8,4 |
8,7 |
9,1 |
В домах-интернатах |
|
|
13,56 |
15,49 |
14,9 |
15,3 |
15,2 |
15,3 |
В школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья |
38,1 |
34,5 |
31,2 |
34,2 |
38,4 |
39,4 |
41 |
40,7 |
В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне ее. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства в этой сфере7.
Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, признала право ребенка на воспитание в семье приоритетным. Тем не менее, пока только в Самарской области начали эффективно развивать институт замещающих приемных семей и закрывать дома ребенка и детские дома8 .
Решить проблему семейного воспитания в некоторой степени помогли детские дома семейного типа, появившиеся в 1988 году по инициативе Детского фонда. За 10 лет существования фонда в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление9.
В середине 90-х годов Семейным кодексом вводится новая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, - приемная семья, которая, по сути, заменяет детские дома семейного типа. В постановлении Правительства от 17 июля 1996 года № 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа, что не позволяло создавать новые дома. Органам опеки и попечительства было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями действующих домов семейного типа договоры об образовании приемной семьи.
В 2000 году в России функционировал 61 детский дом семейного типа против 280 в 1990. Семейные детские дома претерпевают существенные изменения - подчас в них действуют несколько форм устройства детей: усыновление, семейный детский дом, приемная семья, опека и, наконец, патронат. Приемные родители не успевали или не желали переоформлять документы на приемных детей в соответствии с последними требованиями.
Результаты нашего исследования показали, что с началом перестройки и по сей день семейные детские дома и приемные семьи испытывают материальные трудности10 . В некоторых регионах пособия на детей и зарплаты родителям приемных семей выплачивались с большими задержками. Например, в Курской области в 1999 году задолженность одной из семей достигала 36 тысяч руб. При этом родители-воспитатели, которые по закону не имеют права подрабатывать и оставлять своих детей без присмотра, буквально оставались без средств к существованию. Скорее всего, систему семейных детских домов и приемных семей полностью заменит система патроната, при которой зарплата опекуна и пособие на ребенка выше, чем при других формах устройства детей.
В последние годы в Москве стала развиваться система патроната. В московском детском доме №19 в качестве эксперимента в 1994 году была реализована система воспитания брошенных детей - "патронатная мама" (их в Москве сейчас около 50). Беспризорный или лишенный родителей ребенок отдается в семью на воспитание до достижения им 18-летнего возраста, но не усыновляется (следовательно, право получения однокомнатной квартиры по достижении совершеннолетия остается за ребенком). При этом государством ежемесячно экономится более 1 тысячи рублей (на каждого ребенка в детском доме тратится примерно 3461 рубль в месяц), а "патрон" получает зарплату воспитателя - от 450 до 720 рублей в месяц. Плюс 1800 рублей - пособие на ребенка. Будущая мама должна пройти несколько отборочных туров, среди которых - ролевые игры и различные психологические тренинги.
Устройство детей в государственные учреждения, такие, как дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, является одной из традиционных форм. Практически во всех государственных учреждениях шло увеличение количества детей (табл. 2). В системе школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития выросла доля учреждений для детей-сирот, а также число детей в них (табл. 3).
За последние 10 лет несколько снизилось количество домов ребенка, но увеличилось число воспитывающихся в них детей (табл. 3). По соотношению таких домов и детей в них можно говорить о разукрупнении этих учреждений. Тем не менее, до сих пор в России есть детские дома, в которых воспитывается и обучается более 100 детей. Такую систему организации жизни детей никак нельзя назвать приближенной к семье. Кроме этого, как показали результаты нашего исследования, по крайней мере, в шести регионах России, некоторые дети меняют более пяти мест воспитания и обучения. Разрушаются родственные связи между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения: брата или сестру могут перевести в коррекционное учебное заведение; одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу. Иногда подросток имеет несколько братьев или сестер, и все они воспитываются в разных местах: у родственников, в других государственных учреждениях. Некоторые дети называли до восьми мест, где находятся их братья и сестры, у 12,2% детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате.
Таблица 11. Данные об интернатных учреждениях для детей в Российской Федерации (на конец года)
|
1990 |
1993 |
1995 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Количество домов ребенка |
265 |
253 |
252 |
251 |
249 |
248 |
254 |
в них детей, тысяч человек |
18,5 |
17,7 |
18,3 |
18,1 |
19,3 |
19,3 |
19,3 |
Количество детских домов |
564 |
606 |
820 |
1094 |
1122 |
1187 |
1244 |
в них детей, тысяч человек |
42,4 |
42 |
55,4 |
67,3 |
67 |
68,9 |
72,3 |
Детские дома-школы |
|
|
|
… |
69 |
86 |
85 |
в них детей, тысяч человек |
|
|
|
… |
7,7 |
9,7 |
10,3 |
Количество детских домов семейного типа |
280 |
348 |
347 |
379 |
… |
44 |
61 |
в них детей, тысяч человек |
1,8 |
2,3 |
2,3 |
2,6 |
… |
0,3 |
0,5 |
Количество школ-интернатов общего типа |
… |
645 |
637 |
628 |
… |
646 |
… |
в них детей, тысяч человек |
… |
155,6 |
163,2 |
161,2 |
… |
160,6 |
… |
из них: |
|||||||
школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
161 |
143 |
151 |
158 |
157 |
155 |
157 |
в них детей, тысяч человек |
29,3 |
24,4 |
28 |
28,8 |
27,4 |
26,9 |
26,5 |
Количество школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития |
1494 |
1481 |
1473 |
1450 |
1439 |
1442 |
1420 |
в них детей, тысяч человек |
242,1 |
200,3 |
199,5 |
202,8 |
203 |
201 |
198,2 |
из них: |
|||||||
школы-интернаты для сирот |
142 |
157 |
178 |
177 |
190 |
198 |
203 |
в них детей, тысяч человек |
21,7 |
19,9 |
21,6 |
22,9 |
23,4 |
25 |
25,9 |
Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с их возрастающим количеством. Поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. Для оперативного временного предоставления убежища детям, лишившимся родительского попечения, с 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации открываются специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков11. Например, в Республике Татарстан в 1996 году было два приюта для несовершеннолетних, в 1997 году - пять, в 1998 году - восемь. В 1998 году 21,1% детей из социальных приютов были направлены в детские дома. Детские приемники-распределители переполнены. Установленный законом предельный месячный срок устройства детей, оказавшихся без попечения родителей, не соблюдается (например, в Республике Татарстан 40% детей находились в приютах от 6 месяцев до 1 года). Такая ситуация подталкивает государство, с одной стороны, к строительству новых детских учреждений, а с другой, - к поиску более совершенных форм устройства детей.
В последние годы появились давно не практиковавшиеся в России формы поддержки детей, например, такие как воспитание мальчиков в армии (по аналогии с "сынами полка" во время Великой Отечественной войны). Одним из первых "детский взвод" без законодательной основы появился в Нарофоминском гарнизоне, затем в Кинешме12. В 2000 году утверждено Положение, в соответствии с которым в воинские части в качестве воспитанников могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации13. Определение ребенка на воспитание в воинскую часть имеет добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником 18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника.
Появились и другие инициативы. С 2001 году в Кузбассе начала работать специализированная школа (кадетский корпус) МЧС. Кроме того, уже открыт кадетский корпус железнодорожного транспорта) для 10-11 классов - детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Выпускникам корпуса гарантирована работа. Они также получают возможность льготного поступления в ряд вузов области или Московскую академию МЧС. Ученики кадетского корпуса будут находиться на полном государственном обеспечении. Затраты на питание, обучение, специальное обмундирование и т.д. возьмет на себя областной бюджет.
В России изучен опыт работы SOS-деревень, и сегодня подобные
деревни работают в Томилино (Московская область), в Орле и Санкт-Петербурге.
Воспитатель в этих деревнях действительно работает "мамой" 24 часа в
сутки. Такое воспитание более приближено к семейному, чем в обычных детских
домах, но по достижении 18 лет подросткам приходится навсегда покидать дом
(приют), как это происходит в других государственных учреждениях.
После того, как церковь получила возможность открыто работать с населением,
благотворительную помощь детям и детским домам начали оказывать представители
различных религиозных конфессий. Более того, появились приюты при православных
церквях и монастырях, однако такое устройство детей пока еще не подкреплено
специальной законодательной базой.
Несмотря на разнообразие имеющихся форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.