Олег Юрьевич Латышев, с.н.с. ИОСО РАО

 

Дырочка в глухом заборе

 

(Вопросы дополнительного образования детей-сирот с использованием Интернет-технологий)

Адрес статьи - http://center.fio.ru/vio/vio_03/cd_site/Articles/art_6_2.htm

 

21 декабря 2001 г. в Московском центре Интернет-образования состоялось вручение дипломов выпускникам 24-го заезда учащихся курсов тьюторов Интернет-образования. В их числе оказались Юрий Устинов (Туапсе) и Анатолий Бурнашев (Самара). Их учеба на этих курсах положила начало сотрудничеству Федерации Интернет-образования и Ассоциации педагогически ориентированных клубов ЮНЕСКО России "Солнечная сторона" в области подготовки специалистов для точек доступа к "Интернет" в образовательных учреждениях закрытого типа. Речь идет о последовательном по степени сложности внедрении Интернет-образования в детские дома, школы-интернаты для детей-сирот, параллельно - для детей-инвалидов, далее эти два направления пересекаются на школах-интернатах для сирот-инвалидов, и тоже - погружение по тяжести детских заболеваний, - а точнее - по мере проблемности обучения таких детей в области Интернет-образования. Особняком стоит модель внедрения системы Интернет-образования в детские колонии и другие учреждения строгого режима для несовершеннолетних. Собственно, там речь будет идти не столько собственно об образовании, сколько о защите прав этих детей с помощью средств "Интернет". Сейчас же позвольте остановиться на обычных детских домах, и осветить роль Интернет-образования в воспитательно-образовательном процессе.

 

Следует обозначить, что внедрение Интернет-образования в образовательную систему детского дома уже на первоначальном этапе сталкивается с рядом особенностей. В их числе такие, как:

образовательная программа, адаптированная к уровню образования подавляющего большинства детдомовцев,

 

сознательное ограничение со стороны администрации и сотрудников учреждения доступа воспитанников к информации,

 

частое нежелание увязывать новые горизонты, открывающиеся перед детьми в силу нарастающей их информированности, с уровнем владения информацией самими детдомовскими педагогами,

 

ограничение доступа детей конкретно к информации правозащитного характера.

 

Как же убедить зашоренного и умотанного заботами директора в актуальности Интернет-образования в стенах детского дома?

 

Куда как лояльнее администрация детского дома относится к участию своих питомцев в телекоммуникационных образовательных проектах, охватывающих сферу дополнительного образования. Действительно, когда ребенок может научиться рисовать на компьютере, а потом еще и располагать свои работы в сети, это говорит администратору, а тем паче - свыше прибывшей комиссии - о постановке на широкую ногу обучения воспитанников изобразительному искусству. Если же детдомовец овладевает еще и веб-дизайном, отпадает необходимость обращения к шефам за помощью в создании сетевой странички учреждения. А такая страничка - замечательный способ снискать благоволение спонсоров, благотворителей… А если удастся хорошо вышибить из сентиментальных дяденек и тетенек слезу, то и обрести постоянных новых шефов. Да и чистый белый пиар для директора перед лицом административных проверок всевозможных уровней.

 

Каким еще образом может заинтересовать введение Интернет-образования в круг детдомовского дополнительного образования? Создание Интернет-магазина, в котором могли бы выставляться на продажу произведения детского декоративно-прикладного искусства. Поскольку вопросы сетевой торговли на момент написания статьи еще толком не урегулированы, а по-хорошему - сиротское учреждение не подлежит налогообложению на общих основаниях, крохам финансовых поступлений от государства, которые остаются на сиротскую стипендию, если она вообще предусмотрена - это уж у кого как. А может Интернет-магазин помочь и к предыдущему пункту вернуться: прослезившийся при виде детских работ толстосум купит себе потехи ради какую-нибудь безделушку, а то, что дети трудятся, и не просто ждут очередной подачки, может стать для него дополнительным (а то - и основным) мотивом для пожертвований в детдомовскую казну.

 

С чем еще вы можете подходить к своему перегруженному проблемами текущей крыши и проч., и проч., директору детского дома, если хотите добиться внедрения в детдомовский учебно-воспитательный процесс Интернет-образования?

 

В любом детском доме предполагаются праздники. К каждому из которых нужна музыка. А уж ее в сети - так и просто пруд пруди. Можно и караоке-файлы скачивать, и на синтезатор не тратиться, и по пять музыкальных работников не держать, что разучивают с детьми давно всем известное и вызывающее у детей только зевоту. А вот если директор осмелится принять на работу, к примеру, студента местного музыкального училища, продвинутого в использовании сетевых программ по работе со звуком, то вот тебе и уникальная творческая мастерская. Дети, проблемой для которых еще вчера было выучить таблицу умножения, завтра выдадут красоты неописуемой созвучия, способные украсить звуковой ряд детдомовской театральной постановки. И было бы это голым прожектом, если бы благодаря построению программ, опирающимся на образы, работа со звуком не шла без привычных общеобразовательных занудств.

 

А вот и собственно театральные постановки. Стоит ли упоминать, какое море разливанное подсказок для эскизов декораций, костюмов и реквизита есть в сети? А сценарии? Можно найти, переработать при необходимости по своему усмотрению, либо по пришедшейся ко вкусу чьей-то щедро брошенной идее (чего тоже - сколько угодно) написать свой сценарий. Старыми мерками - коллективное творческое дело для детей и взрослых. А если встанет вопрос - а тратить ли детдомовские гроши на поиск в сети, можно ненавязчиво задать встречный - а так ли уж дешевы сейчас методички, сборники сценариев, не говоря уже о громоздких фолиантах с репродукциями театральных декораций со всего мира? Да и везде ли - в каждом ли селе, куда сеть, однако, уже добралась, еще остались подобные палочки-выручалочки? Обморочные ротации библиотечного фонда, опирающиеся зачастую не неразвитое чутье и вкус местных библиотечных администраций, приводит к исчезновению с книжных полок того, что всегда можно найти в "Интернет". Более того, ни педагогу-организатору, ни ребенку больше не надо тратить драгоценные вечера на совсем нетворческую работу - сидеть, согнувшись над столом, и через кальку перерисовывать редкой красоты картинку. В это время можно было бы использовать готовое, а в оставшееся время пофантазировать, и собственным поделиться с остальными пользователями сети.

 

Конечно, далеко не каждому даже искренне увлеченному детскими проблемами творческого развития вы сможете донести все в таких подробностях. Поэтому, желая встретить понимание администратора в деле развития Интернет-образования на детдомовской почве, сформулируйте ряд наиболее убедительных аргументов. Совершенно необязательно упоминать именно песни-пляски, лепку и шитье, если ваш директор, что называется, помешан на подсобном хозяйстве, и любая культура для него - это исключительно сельскохозяйственная. И вы, естественно, не подойдете к директрисе приюта, которая мечтает устроить и для девчонок, и для мальчишек устроить курсы кройки и шитья, с идеей поиска в сети чертежей авиамоделей. Стремитесь в случае необходимости адаптировать свою идею к мере и направленности понимания администратора. В приведенном выше случае упомяните о том, что в сетевых просторах, де, заплуталось великое множество выкроек несказанной красоты. И вряд ли ошибетесь, потому что еще неизвестно - чего там больше: чертежей авиамоделей или тех самых пресловутых выкроек.

 

Есть директора, еле сводящие концы с концами, и таких с каждым годом все больше, у которых и днем, и ночью - одна проблема - деньги. На еду, одежду, обувь и т.д., . И, если вы пойдете к такому директору с идеей Интернет-образования напрямую, то, разумеется, вызовете на себя просто шквал огня. И он объективно будет прав. А почему бы вам в этом случае не начать разговор с сетевых конкурсов, дающим детям прекрасную возможность заработать деньги, и при этом - развить свои творческие способности? Или выиграть компьютер, (модем, сканер, принтер - чертовы рога, наконец, на которых можно заниматься резьбой по кости).

 

Шутки - шутками, а применить ваш тьюторский опыт в детдомовском дополнительном Интернет-образовании вам обязательно удастся, если вы:

внимательно отнесетесь к тому, что больше всего заботит вашего администратора,

 

посоветуетесь с коллегами-единомышленниками, какие аргументы в пользу Интернет-образования смогут показаться вашему директору наиболее весомыми,

 

выстроите перед директором траекторию наименее затратного пути (какие-то затраты понести естественно, придется - только кому дырявой детдомовской казне? Шефам? Благотворителям?),

 

по максимуму продумаете список возможных возражений со стороны директора - начиная с наиболее объективных и заканчивая совершенно бредовыми и некомпетентными, которые вы деликатно и терпеливо выслушаете, а потом не менее терпеливо и предупредительно опровергнете. И , что при этом архиважно, чтобы ваш начальник не почувствовал себя некомпетентным, уличенным в некомпетентности и оскорбленным этим.

 

наконец, заручитесь поддержкой нижестоящего администратора, который, в случае необходимости, подтвердит ваши аргументы, а то и подкрепит их на более привычном директору чиновничьем языке.

 

Совершенно само собой разумеется, что вам предстоит пройти "между Сциллой и Харибдой" в отношении детей: с одной стороны, ничего не обещая - да и как можно - убедиться в том, а будут ли они столь рьяно заниматься тем, в чем их право вы собираетесь аргументированно отстаивать? С другой стороны - при отстаивании детских интересов в кабинете директора - ваш глава должен обрести убеждение, что, вставая на путь Интернет-образования, он не попустительствует развитию в детях дурного вкуса, не дает им доступа к вредным, или просто неэтичным сетевым материалам.

 

Если вы столь стойки, что все это "но" и "если" вас еще не отпугнули, то будьте готовы еще и вот к чему: ваш директор может быть достаточно хорошо информирован о том, сколь разносторонние материалы составляют современное сетевое пространство. Не будет ли для вас ударом ниже пояса, если директор задаст вам такие вопросы:

почему ваши дети, допущенные к сети, не будут гулять по порносайтам, а предпочтут им репродукции Рубенса или Тициана?

 

какова гарантия, что они не будут материться в чатах?

 

сколь велика ваша надежда на то, что дети не смастерят такой сайт, который представит детдомовскую жизнь в невыгодном для дирекции свете?

 

не будет ли появление детских личик стимулом к их международному усыновлению, коль уж сетевые ресурсы - они и в Африке… Особенно актуальным может оказаться этот вопрос для администратора, который поддерживает компанию борьбы с международным усыновлением.

 

не повлечет ли открытие детдомовских страничек к нашествию разноликих маньяков, торговцев детьми и их органами?

 

 

Могут прозвучать из уст директора, перепуганного современными реалиями, вопросы, которые покажутся вам совершенно несусветными. И вы даже не подготовите заранее ответы на них. Да и вряд ли это возможно в общем и целом. И все же, вопросы, могущие содержать подвохи, разделите для себя на три основные группы. Они, к тому же еще и преемственны. Смотрите сами:

Возможный вред, который может нанести детдомовской жизни входящая информация.

 

Данные, на первый взгляд, абсолютно нейтральные, могут оказаться полярно воспринимаемы детьми и воспитателями. То, что для одних - сугубо положительно, не является таковым для других, и с точностью до наоборот.

 

Исходящая из стен детдома информация - в содержании ли своего сайта, по электронной почте, при участии детей в веб-коференциях форумного или чатового порядка… Что это: непременный сор из избы, или подача всего столь гладко, что следующая же комиссия поставит новые, явно завышенные планки, и весь коллектив запищит от их потемкинства и невыполнимости существующими силами?

 

Что и говорить: любого из вас, взявшегося торить путь для Интернет-образования в стенах закрытого детского учреждения, ждет масса проблем. И прежде чем взяться за это всерьез (а в шутку или формально - просто и не стоит оно того) решите для себя - созрела ли для этого внутренняя ситуация? Готовы ли вы перемахнуть через все возможные указанные (и через неуказанные - тоже) барьеры так, чтобы у вас потом хватило еще сил на то, ради чего вы все это затеяли? Подумайте, по силам ли это вашим детям, воспитателю, работающему с вами в паре, на смены которого будут явно выпадать моменты Интернет-образования, вышеупомянутой администрации?

 

И если уверенность в своих силах после этого в вас останется по-прежнему крепка, то смело беритесь за дело детдомовского Интернет-образования.

 

А оно, признаться, очень даже стоит того. Если вы когда-нибудь прохаживались по периметру глухого детдомовского забора, наверняка обращали внимание - сколько дырочек-глазков там наверчено. А что, собственно, сквозь них можно разглядеть? Облупленную стену дома на противоположной стороне улицы? Чахлые кустики бузины, приютившиеся у поворота дороги? Или все-таки даже они способны символизировать для ребенка другую - свободную жизнь, в которую ему так скоро предстоит вступать? И только от нас с вами зависит, без ложной патетики, сколь готовы будут к этому выходу в свет божий горизонты детского сознания.

Дерзайте! Дай вам Бог!

Hosted by uCoz